- Задачи дизайн-системы
- Истоки появления дизайн-систем
- Дизайн-системы в современности
- Методология атомарного дизайна
- Инструменты для разработки дизайн-систем
- Государственные дизайн-системы
- Интересные факты
- Дизайн-системы сегодня
ДС — набор компонентов, правил, предписаний и инструментов для повышения качества и скорости разработки продуктов, а также эффективной поддержки существующих. (1)
ДС — это набор ценностей бренда, инструментов и компонентов, который упрощает создание, тестирование, визуальное и техническое обновление продуктов, а также обеспечивает единообразие их интерфейсов. (2)
В английском языке для обозначения дизайн-систем чаще всего используют понятие «design language», определяя также его главное отличие от дизайн-системы – возможность использования вне сферы цифровых продуктов. Одним из примеров такого «визуального языка» может служить узнаваемое оформление автомобилей компании BMW (фары, решетка радиатора). Визуальный язык определяет базовые основы создания продуктов и решений. (1)
Сегодня в качестве основных составляющих дизайн-системы специалисты выделяют:
-
Гайдлайны и руководство по стилю
-
Фреймворки
-
UI-киты, шаблоны
-
Наборы UX-паттернов
-
Библиотеки готовых компонентов
-
Документацию, правила, рекомендации
На сегодняшний день в мире зафиксировано более ~500 дизайн-систем. Все они собраны на сайте Website Style Guide Resources. Это первый и самый полный каталог со множеством категорий и полезных образовательных материалов. (2)
Задачи дизайн-системы
Систематизация дизайна призвана через создание взаимосвязанных базовых элементов прийти к единому полю взаимосвязанных продуктов и решений. Другими словами, дизайн-системы помогают создать удобную экосистему продуктов, которая будет понятна разработчикам и пользователям.
Принципиально важным является разница между библиотекой готовых элементов и дизайн-системой, последнюю отличает исключительная детальная проработка всех нюансов. Ярким примером большой продуманной дизайн-системы является Design Language[1] компании IBM, описавшей все возможные варианты развития ее концепции в цифровых продуктах и представившей сообществу философию системы. IBM фиксирует особую роль дизайн-системы в структуре взаимоотношений «пользователь–продукт», «клиент–компания», «разработчик–продукт», «сотрудник–компания».
Использование дизайн-систем дает ряд определенных преимуществ:
-
Стандартизация решений
-
Независимость проектов от состава команды
-
Упрощение передачи продукта по стадиям «исследование – дизайн – разработка»
-
Снижение затрат на поддержку, развитие и запуск продуктов
Истоки появления дизайн-систем
Основы стандартизации дизайна стали появляться вместе с развитием «швейцарского стиля», оформившегося в 1927 году благодаря Яну Чихольду. Чихольд ввел в обиход не только ключевые понятия простоты, лаконичности и легкости восприятия, но и четко обозначил границы допустимости использования отдельных элементов в графическом дизайне. Также заслугой дизайнера является внедрение модульной сетки – системы, активно используемой в веб-разработке, полиграфии и создании элементов дизайн-систем.
Первые подходы к созданию дизайн-систем появились в 60-е годы прошлого века, когда в программировании стала применяться модульная система. Идея модульности развивалась с конца 50-х годов и постепенно вышла за рамки сферы программирования, охватив смежные области.
Другим важным фактом стало быстрое развитие графического дизайна и запрос на формирование устойчивых принципов фирменного стиля. В качестве примера часто приводят инструкцию для метрополитена Нью-Йорка[3], которая детально описывает использование всех элементов навигации, типографики, условных обозначений и графических элементов.
Идею создание нового на основе наработок в мире искусства продвигали Карл Герстнер и Сол Левитт. Центральное место в творчестве серийных художников занимала концепция создания искусства с помощью алгоритмов. Сол Левитт был вероятно, самым известным серийным художником. Для самого Левитта настоящим произведением искусства был алгоритм, а не конечный продукт. В современном понимании он был одним из тех дизайнеров, которые экспериментируют с ДСми.
Дизайн-системы в современности
Взрывной рост технических решений, появление новых языков программирования, библиотек, фреймворков потребовал от крупных компаний стандартизации подходов к разработке. С этого момента дизайн-системы стали неотъемлемой частью больших проектов как основа процесса развития и масштабирования цифровых продуктов.
На данный момент в мире насчитывается несколько сотен больших дизайн-систем. Лидерами по созданию и развитию направления являются крупные ит-компании (Apple, Microsoft, Google), банки и финансовые организации («Тинькофф Банк», «Альфа Банк», Spare Bank 1, VISA), производители программного обеспечения (Atlassian, Mozilla, IBM), дизайн-студии (Chulakov, AIC), производители сферы FMCG (Royal Canin).
Методология атомарного дизайна
Создание дизайн-систем часто связывают с методологией «атомарного дизайна» Брэда Фроста[4]. Атомарный дизайн, используемый в основном для веб-дизайна, имеет 5 уровней разработки:
-
Атомы – html-теги
-
Молекулы – связанные между собой простейшие элементы (форма обратной связи из кнопки и поля ввода)
-
Организмы – отдельные разделы интерфейса (меню, раздел навигации)
-
Шаблоны – типовые решения для страниц (карточка продукта)
-
Страницы – шаблоны, использующие контент
Методология следования по уровням позволяет внести ясность в процесс сборки как отдельных частей продукта, так и целого решения. Для создания дизайн-систем по методике атомарного дизайна энтузиастами был создан инструмент Pattern Lab.
Инструменты для разработки дизайн-систем
В разработке комплексных дизайн-систем специалистам помогают такие приложения как Sketch, Framer, Figma.
Большую роль играют также различные фреймворки, SDK и библиотеки (AngularJS, Flutter, React).
Государственные дизайн-системы
Развитие государственных дизайн-систем можно рассматривать как логичное продолжение процесса цифровизации отношений «гражданин – государство». Сегодня собственные дизайн-системы для разработки сервисов и продуктов имеют Италия[5], Австралия[6], Великобритания[7], Сингапур[8], США[9], Эстония[10].
Российская государственная ДС разрабатывается по заказу Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, но не имеет официального подтвержденного финального варианта визуально-графического оформления и правил использования шрифтов и элементов системы.
Интересные факты
Многие дизайн-системы получают собственные имена, которые отражают суть философии и визуального языка:
-
Bootstrap – фреймворк и ДС Twitter
-
Carbon – ДС компании IBM
-
Consta – ДС компании Газпром нефть
-
Fluent – ДС компании Microsoft
-
Gel – ДС компании BBC
-
Lightning – ДС компании Salesforces
-
Material – ДС компании Google
-
Nachos – ДС Trello
-
Paradigm – ДС компании Mail.RU
-
Photon – ДС Firefox
-
Polaris – ДС компании Shopify
-
Ratio – ДС компании Rambler
-
Solid – ДС компании BuzzFeed
Дизайн-системы сегодня
Кому и зачем сейчас нужны дизайн-системы
Обычно дизайн-системы нужны крупным продуктам, которые регулярно обновляют и запускают новые сервисы: банкам, холдингам, международным корпорациям. Самый яркий пример в России — «Яндекс» с его огромным количеством проектов: музыка, блоги, афиша, почта и другие.
Пример дизайн-системы, на которую можно ориентироваться, недавно представил «Альфа-Банк». Приветливый тон, яркие иллюстрации и понятная навигация уже располагают к продукту.
Сайт дизайн-системы Альфа-Банка — design.alfabank.ru
Кроме этого, дизайн-системы используют такие крупные компании, как Тинькофф Банк, Mail.Ru Group, Сбербанк и другие. Большинство компаний публикуют часть своих наработок. Их на своём сайте собирает Юрий Ветров, директор по дизайну в Mail.Ru Group.
Проект Юрия Ветрова о ДСх России
Design System Club — проект Юрия Ветрова о ДСх России
Бо́льшая часть российских компаний, у которых есть ДС, — банки. Обычно у банка есть мобильное приложение и сайт, которые должны иметь похожие интерфейсы. Эту задачу можно решить с помощью единого подхода к дизайну и проектированию, то есть дизайн-системы. Даже если сайт и приложение будут создавать отдельные команды дизайнеров и разработчиков, они могут использовать общие компоненты и паттерны.
В будущем, когда руководство банка решит провести редизайн сайта и приложения, ДС позволит централизованно обновить компоненты во всех проектах одновременно.
ДС создаёт ощущение единства и помогает потребителю достичь нужной цели в кратчайшие сроки, а крупному бизнесу — зарабатывать больше.
Для государственных сервисов и сайтов польза также очевидна: системный подход к проектированию формирует правильный пользовательский опыт. Государству важно, чтобы люди умели работать с госсайтами, а также — легко отличали их и не путали с коммерческими. Единый паттерн — подход к проектированию интерфейсов — должен быть во всём: в навигации, иконках, шрифтах и названии вкладок.
Кроме этого, ДС ускоряет взаимодействие государственных институтов с дизайнерами и разработчиками: унифицирует терминологию, сокращает временные затраты на обсуждение задач, формирует общее понимание целей и принципов работы. Зрелая ДС может в перспективе сэкономить время и деньги на разработку нового сервиса или обновление продукта.
Итак, если вы наблюдаете одну или несколько ситуаций из списка ниже, стоит задуматься над разработкой дизайн-системы:
-
в компании много проектов, сайтов, подразделений;
-
у компании большой корпоративный сайт со множеством сервисов и продуктов;
-
у вас есть UI-кит, но нет единой библиотеки для разработчиков и дизайнеров;
-
у бренда нет единого визуального языка.
Как дизайн-системы помогают в работе
Польза дизайн-системы проявляется на внутреннем и внешнем уровнях.
Польза для команды
Все участники команды проектируют, разрабатывают и внедряют продукты на основе общих элементов дизайна. Во-первых, ДС экономит время дизайнеров: с готовой библиотекой и паттернами они гораздо быстрее создают и тестируют макеты.
Во-вторых, ДС упрощает коммуникацию внутри команды, помогает дизайнерам и разработчикам решать задачи, которые ставят менеджеры.
Принципы работы с сеткой в дизайн-системе Mail.Ru Group Paradigm
ДС повышает лояльность сотрудников компании к собственным продуктам, положительно влияет на репутацию бренда на рынке. Сам факт создания дизайн-системы — это хороший PR-повод, который привлекает внимание к бренду.
Вдобавок, наличие дизайн-системы позволяет привлекать в команду специалистов любого уровня и не бояться, что они испортят продукт. ДС, созданная сильной командой, минимизирует вероятность ошибки.
Польза для потребителей
ДС меняет отношение пользователей к бренду. Во-первых, общий подход к проектированию UX и UI делает продукт более доступным и понятным для клиентов. Во-вторых, единый визуальный стиль всех проектов повышает узнаваемость компании на рынке и планку качества для конкурентов.
Как понять, нужна ли вам ДС
ДС не появляется из воздуха — она создаётся на основе ценностей компании. Если раньше большинство команд формировали подход к дизайну в ходе развития бизнеса, то сегодня компании всё чаще закладывают дизайн-культуру на старте. Появление общих ценностей означает, что у компании появилась необходимость, возможность и внутренние ресурсы оформить эту культуру в систему.
Чтобы определить, нужна ли ДС вашей команде, проверьте, актуальны ли для вас эти утверждения.
Несколько отделов вашей компании одновременно работают над одним проектом
Если да, то ДС поможет работать всем в одном направлении и экономить время на коммуникацию. Единый подход в разработке интерфейсов исключает риск сделать работу впустую и позволяет быстрее протестировать новый сервис.
Например, вы разрабатываете CRM-систему. Если у вас есть ДС, не нужно шлифовать прототип до идеала, чтобы протестировать новый сервис. Достаточно собрать первый прототип и дать доступ к ограниченному кругу пользователей, которые укажут на недостатки продукта. А ДС поможет доработать его и быстро внедрить новые функции.
Есть потребность масштабировать дизайн на сотни макетов
Если у вас сложный продукт, растущая или уже большая команда, как минимум стоит начать с UI-кита, популярных паттернов и библиотеки, откуда макеты будут подтягивать свои компоненты. Это заметно упростит работу в будущем, когда дизайнеров будет в два-три раза больше и станет тяжело собраться вместе, чтобы обсудить макет.
У компании есть ресурсы на создание дизайн-системы
Разработка дизайн-системы — внутренний проект компании, который не приносит прибыль здесь и сейчас. На её создание нужны время и ресурсы, которые можно было бы потратить на проектирование макетов без системы.
Руководить её разработкой должен осознанный специалист, который понимает, как продукт выиграет от систематизации в долгосрочной перспективе. Это должен быть дизайнер, который не боится скучной методичной работы.
Прежде чем приступить к созданию дизайн-системы, обязательно определите критерии, по которым вы сможете оценить эффективность её внедрения. Также составьте смету расходов и план работ.
Что надо запомнить
Вместо вывода мы составили список основных тезисов.
-
ДС не гайд, не UI-кит и не брендбук. Это совокупность компонентов, которые и образуют единую систему дизайна и веб-разработки. Система, в свою очередь основана на ценностях и культуре компании.
-
ДС экономит время и ресурсы на разработку, тестирование или обновление компонентов. Но, как любой инструмент, сама ДС требует поддержки и обновлений, что будет тратить ресурсы команд. Это стоит учитывать при оценке финансовой выгоды и рисков.
-
Систематизация знаний решает задачи с помощью готовой библиотеки элементов и компонентов. Возможность масштабировать и улучшать типовые решения положительно отражается на прибыли компании.
-
ДС позволяет получить целостный интерфейс и привести продукты бренда к единому визуальному языку. Это помогает компании повысить узнаваемость и лояльность среди клиентов.
-
ДС предназначена не только для крупного бизнеса, ей могут пользоваться и команды из 10 человек. Но большим продуктам с множеством проектов точно нужно задуматься о её внедрении.
Источники:
(1) Wikipedia — https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D0%B9%D0%BD-%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0
Нет Ответов