В этом тексте приводится набор принципов, которые должен знать любой разработчик, и которые следует периодически освежать в памяти. Считайте их своим секретным оружием при программировании. Последовательное применение этих принципов упростит ваш переход от миддла к сеньору. Вы можете обнаружить, что некоторые (вероятно) вы применяете интуитивно. Принципов много. Мы остановимся на семи самых важных. Их использование поможет вам в развитии и позволит стать лучшим программистом. (1)

SOLID

Это наиболее известный принцип разработки ПО.

Solid — это аббревиатура от: (2)

  • Single responsibility,

  • Open-closed,

  • Liskov substitution,

  • Interface segregation

  • Dependency inversion


Подробнее:

(S) Single-responsibility principle (Принцип единственной ответственности)

Его важность невозможно переоценить. Каждый объект, класс и метод должны отвечать только за что-то одно. Если ваш объект/класс/метод делает слишком много, вы получите спагетти-код.

Вот пример:

const saveTodo = async () => {
    try {
        response = await saveTodoApi(); 
        showSuccessPop('Success'); 
        window.location.href = '/successPage';
    } catch (error) { 
        showErrorPopup(`Error: ${error} `);
    }
}

Этот метод кажется безобидным, но на самом деле он делает слишком много:

  • Сохраняет объект

  • Обрабатывает уведомление в UI

  • Выполняет навигацию

Еще один побочный эффект такого кода – проблемы с тестированием. Запутанный функционал тестировать сложно.

Пример (3): класс, который можно разделить на несколько:

Разделим его на отдельные подклассы:

(O) Open–closed principle (Принцип открытости-закрытости)

Программные объекты должны быть открыты для расширения, но закрыты для модификации. Речь о том, что нельзя переопределять методы или классы, просто добавляя дополнительные функции по мере необходимости.

Хороший способ решения этой проблемы – использование наследования. В JavaScript эта проблема решается с помощью композиции.

Простое правило: если вы изменяете сущность, чтобы сделать ее расширяемой, вы впервые нарушили этот принцип.

Пример (3):

(L) Liskov substitution principle (Принцип подстановки Лисков)

Этот принцип гласит, что объекты старших классов должны быть заменимы объектами подклассов, и приложение при такой замене должно работать так, как ожидается.

(I) Interface segregation principle (Принцип разделения интерфейсов)

Этот принцип был сформулирован Робертом Мартином, когда он консультировал Xerox, и он очевиден.

Объекты не должны зависеть от интерфейсов, которые они не используют

ПО должно разделяться на независимые части. Побочные эффекты необходимо сводить к минимуму, чтобы обеспечивать независимость.

Убедитесь, что вы не заставляете объекты реализовывать методы, которые им никогда не понадобятся.

Вот пример №1:

interface Animal {
  eat: () => void;
  walk: () => void;
  fly: () => void;
  swim: () => void;
}

Не все животные могут fly, walk или swim, поэтому эти методы не должны быть частью интерфейса или должны быть необязательными.

Пример №2: интерфейс, перегруженный методами: (3)

Можно его разбить на несколько независимых:

(D) Dependency inversion principle (Принцип инверсии зависимостей)

Этот принцип невозможно переоценить. Мы должны полагаться на абстракции, а не на конкретные реализации. Компоненты ПО должны иметь низкую связность и высокую согласованность.

Заботиться нужно не о том, как что-то устроено, а о том, как оно работает. Простой пример – использование дат в JavaScript. Вы можете написать для них свой слой абстракции. Тогда если у вас сменится источник получения дат, вам нужно будет внести изменения в одном месте, а не в тысяче.

Иногда добавление этого уровня абстракции требует усилий, но в конечном итоге они окупаются.

В качестве примера взгляните на date-io, в этой библиотеке создан тот уровень абстракции, который позволяет вам использовать её с разными источниками дат.

Пример (3): не рациональный класс — с методом OrderProcessor

Правильно (рефакторинг):

Заключение

Эти принципы не очень сложны. На самом деле, именно простота делает их красивыми. Если вы сбиты с толку, не пытайтесь применять все их сразу. Просто постарайтесь работать осознанно и пробуйте постепенно включать эти принципы в свой рабочий процесс. Использование базовых, но действенных принципов позволит вам стать лучшим программистом и иметь более четкое представление о том, почему вы что-то делаете. Если вы применяете большую часть принципов интуитивно, стоит задумываться и осознавать почему вы делаете что-то определенным образом.

+ см. видео по теме SOLID (3) :

Sorry, the widget is not supported in this export.
But you can reach it using the following URL:

https://www.youtube.com/watch?v=47-F0wGz-Vk


Источники:

(1) https://habr.com/ru/company/itelma/blog/546372/

(2) https://www.youtube.com/watch?v=0qP6Vh8GNM0

(3) Отличное видео по теме с примерами SOLID: https://www.youtube.com/watch?v=47-F0wGz-Vk

Tags

Нет Ответов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Рубрики


Подпишись на новости
👋

Есть вопросы?